Тарасов Виктор
г. Самара
Зима, мороз, а Вы садитесь в теплый автомобиль с отогретыми ото льда стеклами и сразу трогаетесь в путь. И нужно для этого совсем немного – чтобы кто-то заранее завел двигатель и включил отопитель авто. Идея автоматического или дистанционного запуска двигателя возникла не вчера. Ведь, по идее, все достаточно просто: нужно лишь воспроизвести Ваши действия при запуске двигателя, проще говоря – повернуть ключ зажигания за Вас. В настоящее время существует множество авто сигнализаций с функцией автозапуска, но у большинства из них ограничен радиус действия, особенно в городской черте. И была создана схема для контроля и управления функциями автозапуска автомобиля с почти любого расстояния.
Данная схема разрабатывалась для совместной работы с модулем автозапуска автомобиля «StarLine-03», но возможно ее адаптировать к другим модулям автозапуска или автосигнализациям с функцией автозапуска, т.к. в большинстве автосигнализаций с функцией автозапуска имеется дополнительный вход для управления ею по GSM или по пейджинговому каналу.
В комплект, дополняющий модуль автозапуска, входят:
- Сотовый телефон (имеющий опцию автоответа при подключении hands free) с SIM-картой, разъем от hands free и зарядное устройство (устанавливаемые в автомобиле). Номер телефона (SIM карты) владелец в целях безопасности, хранит в тайне.
- Интерфейс для декодирования DTMF сигнала, управления и контроля модулем автозапуска.
Также можно поставить и миниатюрный аккумулятор резервного питания.
Рисунок 1. |
В первую очередь при построении схемы (Рис. 1) учитывалась ее низкая себестоимость, повторяемость и возможность работы с любым сотовым телефоном (не вмешиваясь в конструкцию телефона).
При работе с системой владелец имеет прямой контроль, над функциями автозапуска автомобиля, прослушивая тональные посылки от авто. Работа с данным интерфейсом проста. При наборе номера на телефон установленный в автомобиле, в динамике телефона слышится 2-3 гудка, в зависимости от модели телефона уставленного в автомобиле, затем происходит автоответ последнего (телефон установленный в авто должен иметь функцию автоответа при подключении hands free). Автоответ можно контролировать по таймеру разговора на дисплее телефона, или по пропаданию гудков вызова. Затем нажимают кнопку №3 на телефоне (вызывающий телефон должен обеспечивать набор в тональном режиме). После этого в динамике слышатся короткие гудки. Это произойдет, если автомобиль был подготовлен к автозапуску. Если в динамике слышатся короткие гудки, это означает, что автомобиль, либо завелся, либо идет подготовка к последующим стартам двигателя (зависит опций автозапуска). Проверить это можно, прослушивая гудки в течение некоторого времени, либо перезвонив позже и прослушав наличие гудков. На время работы двигателя в режиме автозапуска происходит автоматическое отключение датчика детонации (реле R2).
Принудительная досрочная остановка двигателя осуществляется еще одним звонком и прослушиванием гудков ответа из динамика. Наличие гудков – двигатель работает, отсутствие – двигатель остановлен. При наличии гудков, также нажимают кнопку №3, и прослушивают звук из динамика. Если гудки отсутствуют, – это означает, что двигатель остановлен.
Интерфейс имеет также противоугонную опцию (анти-грабер): принудительную блокировку двигателя, световую индикацию «моргающий» дальний свет и звуковую индикацию (прерывистый сигнал клаксона). Эта команда подается звонком на телефон, установленный в автомобиле, и нажатии на кнопку №7. Одновременно владелец слышит в динамике телефона звук сирены. Сброс этой опции кнопкой №5.
Также в данном устройстве имеется экстренная остановка двигателя, работающего под контролем модуля автозапуска, при срабатывании заводских или установленных охранных систем (вход 6).
Назначение контактов, подключаемых к схеме:
1) Вход DTMF (выход от сотового телефона через провод hands free, головные телефоны).
2) Выход на микрофон (вход на сотовый телефон через провод hands free, микрофон).
3) Start/Stop модуля автозапуска, провод управления Start/Stop модулем автозапуска.
4) 12 В замка зажигания.
5) Бензонасос.
6) К выходу авто сигнализации автомобиля – сирена/колокол.
7,8) Блокировка двигателя или бензонасоса автомобиля.
9) На реле сигнала-клаксона (рулевая кнопка клаксона автомобиля).
10) Реле дальнего света (под рулевой переключатель света автомобиля).
11) Кнопка ножного тормоза автомобиля, провод сброса работы модуля автозапуска.
12,13) Блокировка датчика удара авто сигнализации.
14,15) Блокировка датчика удара авто сигнализации.
При поступлении тональной посылки «3» (нажатии на кнопку «3» на вызывающем телефоне), происходит декодирование сигнала, элементами IC1 и IC2. Далее с вывода 15 IC2 и ключевой транзистор, через вывод (3) интерфейса, подается команда на модуль автозапуска. Модуль автозапуска автомобиля, произведет старт авто. При поступлении напряжения 12 В, на (4) и (5) вывод интерфейса, через элементы IC4.4 и IC4.1, происходит разрешение на запуск генераторов на IC5.1, IC5.3, коммутатора IC5.4 и включения реле R2 блокировки датчика детонации авто. На выводе (2) интерфейса появятся короткие сигналы с частотой 800…1000 Гц. При нажатии в тональном режиме на кнопку «7» происходит срабатывание IC3.1, реле R1 и элементов IC5.1, IC5.2. Произойдет блокировка двигателя (выводы (7) и (8)), на выводе (2) интерфейса появятся двухтональные сигналы (имитация звука сирены), будет происходить периодическое срабатывание реле R3 с появлением соответствующих уровней на выводах (9) и (10) интерфейса. Вывод (9) будет периодически замыкаться на массу, что вызовет срабатывание клаксона, а на выводе (10) будет периодически появляться напряжение 12 В для срабатывания реле дальнего света фар автомобиля. Сброс происходит при тональной посылке «5».
Когда автомобиль заведен дистанционно, но произошло срабатывание авто сигнализации, узел IC3.2 подает сигнал сброса модуля автозапуска. Если авто сигнализация с автозапуском, от узла IC3.2 и цепей реле R2 можно отказаться (Рис 2).
Рисунок 2. |
Детали, примененные в схеме:
|
Трансформаторы любые миниатюрные, выполняют функцию гальвано развязки.
Резистор Rx 50…100 кОм подбирается «на слух» по сигналу на клемме (2) для отчетливого двухтонального сигнала на выходе: «эффект сирены» при подаче на вход устройства (1) DTMF команды «7».
Для исключения ложного срабатывания при постановке/снятии сигнализации, конденсатор Сх подбирается таким образом, чтобы при подаче напряжения на клемму (6), время накопления на нем составило не менее 5 с.
Реле блокировки двигателя, контакты 7/8, – автомобильное со свободно замкнутыми контактами, остальные реле миниатюрные с двумя парами переключающих контактов.
Стабилизатор напряжения 5 В для схемы может быть выполнен по любой схеме. Для питания телефона мною взят готовый автозарядник. Не все сотовые телефоны поддерживают режим постоянной зарядки, чтобы имитировать периодическое отключение-включение зарядки. Установлено дополнительное реле, которое при включении автомобильного стартера своими контактами прерывает зарядку сотового телефона.
Печатные платы выполнены в Sprint-Layout.
Монтаж проводников и блокировочных диодов реле, отмеченных красным цветом, выполнен навесным способом.
Рекомендации:
- Залить в КПП синтетическое или полусинтетическое трансмиссионное масло
- В двигатель масло не хуже полусинтетического.
Внимание! Интерфейс не имеет ничего общего с охранной сигнализацией.