Журнал РАДИОЛОЦМАН, август 2018
Юрий Петропавловский
Появление в 1963 году компакт-кассеты, разработанной фирмой Philips, корпорация MEI поддержала в 1966 году выпуском своего первого кассетного магнитофона National EL-3301T (Рисунок 8). Этот аппарат является фактически копией магнитофона Philips EL-3300 разработки 1964 года. Собственные решения в области кассетных магнитофонов компания реализовала в 1967 году в 8-дорожечной модели Panasonic RS-800U, а также в портативном аппарате National RQ-210 (1968 г.), размеры которого не на много превышают размеры самой компакт-кассеты.
Рисунок 8. | Кассетный магнитофон National EL-3301T. |
В 1974 году компания выпустила свой первый микрокассетный магнитофон National RQ-160 (Рисунок 9). В 1980 году был выпущен самый тонкий в мире микрокассетный магнитофон National RN-Z07 толщиной 15.7 мм. Однако катушечные и кассетные магнитофоны класса премиум в основном выпускались под маркой Technics. Катушечные магнитофоны, в том числе Technics, обеспечивают высокое качество аналоговой записи звука, что позволяет сохранять «особенное аналоговое» звучание грампластинок, так ценимое аудиофилами. Давно снятые с производства японские катушечные магнитофоны продолжают «свою жизнь» на сайтах Интернета по всему миру, их можно и купить, и продать.
Рисунок 9. | Микрокассетный магнитофон National RQ-160. |
Немалую популярность у любителей высококачественного звучания получил 4-дорожечный 3-скоростной магнитофон Technics RS-1700 с шестью головками (годы выпуска 1977-1980). Внешний вид аппарата и блока головок приведен на Рисунке 10. Блок состоит из двух воспроизводящих, двух записывающих и двух стирающих головок (последние в одном конструктиве), что позволяет воспроизводить и записывать как при прямом, так и при обратном направлениях движения ленты. Механизмы магнитофонов Technics с подобной конфигурацией тракта движения ленты получили название «мертвой петли» и отличаются высокой стабильностью протяжки и надежностью. Для привода ведущего вала и подкатушечников в магнитофоне применены бесконтактные двигатели постоянного тока. Полоса записываемых и воспроизводимых частот составляет 30 Гц-30 кГц на скорости 19.05 см/с, отношение сигнал/шум 66 дБ, общий уровень гармонических искажений (THD) 0.8%, вес аппарата 25.7 кг.
Рисунок 10. | Магнитофон Technics RS-1700. |
Кроме магнитофонов под маркой Technics выпускались усилители и AV-ресиверы класса премиум, однако наибольшую известность бренду принесли проигрыватели виниловых пластинок с прямым приводом. В 1970 году компания представила первый в мире проигрыватель грампластинок с прямым приводом Technics SP-10. Привод поворотного диска обеспечивал 20-полюсный бесконтактный двигатель постоянного тока, управляемый схемой на дискретных транзисторах. Тонарм, звукосниматель и другие узлы в состав проигрывателя не входили. Аппарат получил широкую популярность не только у аудиофилов, но и у профессионалов. Например, такие проигрыватели использовались в британской вещательной компании ВВС для проигрывания старых пластинок, в том числе со скоростью 78 об/мин. Впоследствии неоднократно выпускались модификации этой модели под названиями SP-10 MKII, MKIII в различных исполнениях, а в январе 2018 года Panasonic на выставке CES-2018 представила новую «реинкарнацию» аппарата Technics SP-10R.
На Рисунке 11 показаны: проигрыватели SP-10 в стойке оборудования ВВС, модель SP-10MKII с блоком питания, ротор и статор двигателя прямого привода диска, вид снизу на плату управления модели SP-10MKII. Приведем основные параметры модели SP-10MKIIP (исполнение XGE): диаметр/вес поворотного диска 32 см/2.9 кг (вес диска модели SP-10R с медным напылением 7.9 кг), скорости вращения 33/45/78 об/мин, стартовый вращающий момент 6.2 кг×см, нестабильность вращения ±0.002%, возможность регулировки скорости вращения ±5% (с шагом 0.5%).
Рисунок 11. | Проигрыватели SP-10 и SP-10MKII. |
В 1972 году компания выпустила проигрыватель Technics SL-1200. В отличие от SP-10, этот аппарат с прямым приводом был полностью законченной конструкцией, включающей базу, тонарм со звукоснимателем, схемы привода двигателя и блок питания. Эта модель также постоянно модернизировалась, и в течение более 40 лет пользовалась популярностью у клубных диджеев и аудиофилов, а в 2016 году была выпущена последняя модификация Technics SL-1200G. На Рисунке 12 показаны: внешний вид модели SL-1200, звукосниматель, модель SL-1200MK2 со снятым диском, вид привода тонарма снизу. В схемах прямого привода модификаций SL-1200MK2/1210MK2 применено несколько интегральных микросхем собственного производства (AN6680, AN6675, AN6682). Основные параметры этих моделей: диаметр/вес диска 33.2 см/2 кг, стартовый вращающий момент 1.5 кг×см, коэффициент детонации 0.01% WRMS, рокот –79 дБ (по IEC 98 A Weighted).
Рисунок 12. | Проигрыватель Technics SL-1200. |
В 1979 году компания выпустила проигрыватель грампластинок с тангенциальным тонармом и прямым приводом диска Technics SL-10, выполненный в компактном корпусе. Узел тангенциального тонарма, обеспечивающий линейное перемещение звукоснимателя, расположен под верхней поднимающейся крышкой проигрывателя. В 1980 году эта модель была удостоена престижной награды Japan’s Good Design Grand Award в Японии за лучший дизайн, а в 1996 году аппарат стал частью коллекции в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. На Рисунке 13 показаны: проигрыватель Technics SL-10, он же с отрытой крышкой, со снятым диском, узел звукоснимателя. В звукоснимателе аппарата применена головка с подвижной катушкой (МС) типа Cordless Twin-ring Coil («беспроводная» катушка с двойной обмоткой), однако по желанию пользователей в звукосниматель могут устанавливаться и головки с подвижным магнитом (ММ), для чего предусмотрены отдельные коммутируемые усилители MM/MC, выполненные на дискретных транзисторах 2SA683, 2SA722, 2SC2385, 2SC1228. В системе привода и управления проигрывателя применено несколько микросхем собственного производства: AN6175, AN6680, MN1400PA. Стоит отметить, что микросхемы серии MN1400, предоставленные MEC в 1977 году, были первыми в мире однокристальными управляющими микрокомпьютерами. (На Рисунке 14 показана микросхема MN1405VKF).
Рисунок 13. | Проигрыватель Technics SL-10. |
Рисунок 14. | Управляющий микрокомпьютер MN1405VKF. |
В 1970-е годы MEI выпустила не один десяток моделей AV ресиверов и интегральных усилителей для стерео и многоканальных систем звуковоспроизведения, первая из которых, выпущенная в 1970 году, состояла из проигрывателя грампластинок, AV ресивера и двух акустических систем. Одни из первых моделей AV ресиверов компании в США продавались под маркой Panasonic, а в других странах под маркой National Panasonic. На Рисунке 15 показана модель National Panasonic SA-5800 (1971 г). УМЗЧ этого аппарата бюджетного класса выполнен на кремниевых N-P-N транзисторах 2SD188 (100 В/6 А/60 Вт) и обеспечивает выходную мощность 2×27 Вт на нагрузке 8 Ом при общем коэффициенте гармоник 0.5 %. Тюнер ресивера работает в диапазонах СВ и УКВ2 (88-108 МГц).
Рисунок 15. | National Panasonic SA-5800. |
В 1970-х годах предпринимались попытки создания квадрофонических систем звуковоспроизведения, однако на практике некоторое распространение получила только одна из таких систем – CD-4, разработанная фирмами JVC и RCA в 1971 году. Система CD-4 предназначалась для записи виниловых пластинок и содержала два дополнительных канала, записанных на поднесущей частоте 30 кГц методом частотной модуляции. Квадрофонические пластинки были выпущены рядом звукозаписывающих компаний; для их воспроизведения в квадрофоническом режиме был нужен специальный декодер. Корпорация MEI поддержала формат CD-4 выпуском нескольких 4-канальных AV ресиверов (Technics SA-6000X, Panasonic RA-7750). Некоторые модели были оснащены декодерами сигналов системы CD-4, например Technics SA-8000X (1976 г., Рисунок 16).
Рисунок 16. | 4-канальный AV ресивер Technics SA-8000X. |
Большинство выпускаемых моделей AV ресиверов корпорации были стереофоническими, многие из аппаратов под маркой Technics относились к премиальному классу (Hi-Fi), в частности, модели линейки 1978 года Technics SA-200/300/400/500/600/700/800/1000, отличающиеся в основном выходной мощностью – от 25 Вт на канал (SA-200) до 330 Вт (SA-1000, Рисунок 17). В выходных каскадах УМЗЧ этих аппаратов применены комплементарные транзисторы, включенные параллельно по нескольку штук, или одноканальные гибридные микросхемы на комплементарных транзисторах фирмы Sanyo. В модели SA-200 – STK0029, SA-300 – STK0039U, SA-400 – STK040K, SA-500 – транзисторы 2SB541AA/2SD388AA, SA-600 – 2SB645/2SD665, SA-700 – 2SB557/2SD427, SA-800 – 2SB539CC/2SD287CC.
Рисунок 17. | AV ресивер SA-1000. |
В 1980-х годах корпорация MEI выпускала преимущественно стереофонические AV ресиверы и интегральные усилители под маркой Technics. Квадрофоническая система CD-4 не получила широкого распространения, а матричные системы Dolby Surround (1982 г.) и Dolby ProLogic (1987 г.) начали завоевывать рынки аудиоаппаратуры только в конце 1980-х годов.
Рисунок 18. | AV ресивер Technics SA-626. |
В заключение приведем основные особенности некоторых модели AV ресиверов, выпущенных корпораций MEI в 1980-х годах.
- Technics SA-818 (1980 г.), Technics SA-1010 (1983 г.), Technics SA-626 (1981 г., Рисунок 18). УМЗЧ этих похожих по схемотехнике ресиверов класса Hi-Fi выполнены на дискретных комплементарных транзисторах 2SB755/2SD845 (150 В/12 А/120 Вт/20 МГц). Выходная мощность ресиверов 2×120 Вт на нагрузке 8 Ом при THD = 0.001%, напряжение питания выходных каскадов УМЗЧ равно ±59.5 В; в блоке питания применены четыре конденсатора фильтров выпрямителя 8200 мкФ × 71 В.
- Technics SA-150/120 (1984 г.), Technics SA-190/130 (1986 г.). УМЗЧ этих моделей бюджетного класса выполнены на двухканальных гибридных микросхемах STK4152-2M фирмы Sanyo и обеспечивают выходную мощность 2×35 Вт на нагрузке 8 Ом при THD порядка 0.07%. В тюнерах моделей SA-150/190 применены синтезаторы частоты с кварцевой стабилизацией.
- Technics SA-160 (1988 г.) – В УМЗЧ этой модели бюджетного класса с синтезатором частоты применена 2-канальная микросхема SVI3102, обеспечивающая выходную мощность 2×40 Вт на нагрузке 8 Ом при THD не более 0.5%.