Журнал РАДИОЛОЦМАН, февраль 2016
Юрий Петропавловский
В 2016 году отмечают 70-летние юбилеи несколько основанных после Второй мировой войны японских электронных компаний. Среди них всемирно известные производители потребительской электроники, телекоммуникационной аппаратуры и профессионального видеооборудования: Casio, Ikegami, Kenwood и Sony. Компания Kenwood неоднократно меняла названия и торговые марки аппаратуры и только к своему 40-летию стала назваться Kenwood Corporation. В статье рассмотрены основные вехи развития Kenwood на протяжении первых 50 лет ее деятельности в направлениях, представляющих интерес для читателей журнала (аудио и средства радиосвязи).
Торговая марка Kenwood, прежде всего, ассоциируется с продуктами двух категорий – различными радиостанциями и аудиотехникой. Коротковолновые и УКВ трансиверы Kenwood пользуются большой популярностью у радиолюбителей, а различные портативные радиостанции – у индивидуальных и корпоративных пользователей. Аудиоусилители, AV ресиверы, магнитофоны, проигрыватели оптических и виниловых дисков Kenwood пользуются уважением любителей качественного звука.
История Kenwood началась в декабре 1946 года, когда братья Касуга – Накаичи и Дзиро с родственниками зарегистрировали компанию Kasuga Electric Wireless Corporation (впоследствии Kasuga Radio Co. Ltd.) с целью организации производства радиоприемников. Для компании было арендовано помещение на окраине городка Комагано (префектура Нагано), в котором кроме самих основателей было занято двое наемных работников.
В разрушенной после Второй мировой войны Японии остро не хватало практически всего, в том числе радиоприемников, для производства которых кроме заводских компонентов требовалось большое количество катушек индуктивности. В 1947 году Kasuga Radio начала производство различных катушек индуктивностей под торговой маркой Trio (трое основателей носили фамилию Kasuga). Продажи продукции осуществлялись в основном в токийском торговой зоне Акихабара, до сих пор являющейся одной из крупнейших площадок по торговле радиотоварами и бытовой электроникой, как новой, так и бывшей в употреблении (японский вариант московской «Горбушки»). Компания производила индуктивные компоненты высокого качества, и в 1949 году получила сертификат соответствия на ВЧ-трансформаторы от Японской радиовещательной корпорации NHK. На Рисунке 1 показано производственное помещение компании.
Рисунок 1. |
В 1950 году компания сменила название на Kasuga Radio Industry Corporation. В это время она уже выпускала простые ламповые радиоприемники, собираемые вручную дюжиной девушек. Продажами упакованных приемников под маркой Trio занимался Дзиро Касуга (Jiro Kasuga).
Дополнительный толчок развитию компании дало снятие в 1952 году действующего со времен войны запрета на занятие коротковолновым радиолюбительством. Требования к радиолюбительским приемникам существенно жестче, чем к радиовещательным; при более высокой чувствительности они должны обладать лучшей избирательностью, высокой стабильностью частоты гетеродинов и иметь дополнительные режимы – прием телеграфных сигналов, регулировка полосы пропускания и др.
В 1953 году компания начала выпуск приемников для радиолюбителей, пользовавшихся хорошим спросом на рынке, а в 1954 году было организована исследовательская группа в Токио, целями которой были разработки радиолюбительской аппаратуры, аудио и измерительной техники. Первыми продуктами, разработанными группой, стали АМ радиоприемник высокого класса Trio HF-1, генератор ВЧ сигналов Trio SG-1 и радиолюбительский приемопередатчик Trio TX-1. На Рисунке 2 показаны одни из первых измерительных приборов компании.
Рисунок 2. |
Надо отметить, что интерес к работе в радиолюбительском эфире в Японии всегда был очень высок; число лицензированных радиолюбителей в стране самое большое в мире – около 1% от численности населения (1,296,059 на 1999 год). На втором месте США (более 700 тысяч), в России – 38 тысяч (1993, 0.026 %). В европейской части России особенно заметна «армия» японских коротковолновиков при наличии хорошего прохождения радиоволн в любительских диапазонах 15 метров (21-21.45 МГц) и 10 метров (28-29.7 МГц). На своей радиостанции автор провел не одну тысячу радиосвязей с японскими радиолюбителями. На Рисунке 3 дипломы автора: WAJA – за подтвержденные связи со всеми 47 префектурами Японии на диапазоне 15 метров и JCC 400 под номером 33 за работу с 400 различными городами Японии.
Рисунок 3. |
Открытие офиса Kasuga Radio в Токийском районе Ota-ku и старт массового производства аудио, связной и измерительной техники состоялись в 1955 году. Большим успехом компании стал выпуск в 1957 году первого в Японии УКВ-ЧМ тюнера Trio FM-100 Realistic (Рисунок 4), выполненного на лампах 6U8, 12AT7, 6AU6 (3 шт.), 6AL5. Аппарат пользовался большой популярностью и выпускался в значительных количествах (в том числе, на экспорт), о чем свидетельствует появление предложений о продаже тюнеров на японских аукционах по цене порядка 12000 йен.
Рисунок 4. |
Перенос производства из префектуры Нагано на завод в Токио состоялся в 1958 году, а в 1960 название компании изменилось на Trio Electronics Inc. К началу 1960-х годов относится и основание американской «дочки» Trio – Kenwood USA американцем японского происхождения Уильямом (Биллом) Касуга (William Kasuga, 1915-2013 г.г.). Можно предположить, что Билл не только однофамилец основателей Kasuga Radio, но и имеет с ними родственные связи.
Билл Касуга родился в Сан-Франциско, однако в трехлетнем возрасте был отправлен родителями в Нагано. (Там же основана Kasuga Radio). В 16 летнем возрасте после смерти матери Билл вернулся в США, где изучил английский язык и окончил среднюю школу. В 1941 году Билл поступил в Университет Сан-Франциско на экономический факультет, однако после «Перл-Харбора» и вступления США во Вторую мировую войну он в 1942 году был помещен в японский лагерь для интернированных лиц в Аризоне. Свободное владение японским и английским языками позволило Биллу выйти из затруднительного положения – добровольцем он записался в армию США, в разведке которой прослужил до 1958 года в качестве переводчика. Продолжение службы в армии не имело будущего, и Билл решил заняться бизнесом, поскольку он раньше все же изучал экономику. Первый предпринимательский опыт Билл получил, работая в качестве менеджера торговой фирмы A & A Trading Corp., импортирующей японскую аудиотехнику и электронику для крупной торговой сети Radio Shack.
В 1961 году Билл Касуга совместно с Джорджем Аратани (George Aratani) и Йоши Накасе (Yoichi Nakase) основал компанию по эксклюзивной продаже продукции Trio Electronics в США (впоследствии Kenwood U.S.A. Corporation). Выбор названий компаний и торговых марок имели большое значение для продвижения японских товаров на рынок США. В качестве названия компании Билл Касуга предложил «благозвучное» для американцев сочетание распространенного в США и Японии мужского имени Кен со словом дерево (Wood). Это название, созвучное с Hollywood, длительное время использовалось в качестве торговой марки продуктов Trio в США и других странах в сочетании с японским оригиналом (Trio-Kenwood). Окончательный переход на Kenwood как корпоративный бренд состоялся только в 1981 году. На Рисунке 5 Билл Касуга с фотографией одного из ранних электрофонов Kenwood (фото 2003 г.).
Рисунок 5. |
Применять транзисторы в звуковой аппаратуре компания начала одной из первых, а с 1966 года вся выпускаемая аудиотехника была выполнена полностью на транзисторах. Первый в отрасли транзисторный стереофонический усилитель – Trio TW-30 был выпущен в 1962 году. Аппарат, внешний вид которого показан на Рисунке 6, имел большой спрос у покупателей в Японии и США.
Рисунок 6. |
В выходных каскадах TW-30 использованы германиевые p-n-p транзисторы 2SB-26 в корпусах ТО-3. Их эквивалентами по электрических характеристикам являются отечественные П217, полные аналоги – AD149, 2N2137. В предварительных усилителях также использовались германиевые транзисторы фирмы Toshiba, p-n-p – 2SB-43, 2SB-202, 2SB-54, 2SB-56, 2SB-257, n-p-n – 2SD43 (всего 22 транзистора).
Питание усилителя обеспечивал силовой трансформатор на напряжения 100 В/117 В с переключением для работы в Японии или США. Выпрямитель на двух кремниевых диодах 1S-100 фирмы Texas Instruments обеспечивал постоянное напряжение –40 В. Имелась возможность работы от аккумулятора с напряжением 12-18 В. Основные характеристики усилителя, заявленные производителем: РВЫХ = 2 × 10 Вт/16 Ом при КНИ менее 2% (на малых уровнях не более 0.5 %), регулировка тембра по НЧ и ВЧ на частотах 50 Гц и 10 кГц, встроенный RIAA-корректор. На Рисунке 7 показано внутреннее устройство усилителя; видны, в частности, конденсаторы фильтров по питанию 1000 мкФ × 50 В и 1000 × 25 В, разделительные емкости 1000 × 25 В.
Рисунок 7. |
Кремниевые транзисторы в УЗЧ компания применила (также впервые в отрасли) в моделях Trio TW-80 (1964 г.), TW-80A/D (1966 г.). Внешний вид TW-80A показан на Рисунке 8. В усилителях мощности этого аппарата использованы четыре кремниевых транзистора 2SD46 (Рисунок 9) фирмы Sony (UКЭ = 75 В, PРАСС = 50 Вт, IК = 5 А, fТ = 20 МГц). Эти приборы применялись и во многих других аппаратах различных японских компаний, например, в популярном усилителе Sansui AU-777 (1967 г.).
Рисунок 8. |
Рисунок 9. |
Энтузиаст аудио и талантливый инженер Дзиро Касуга был недоволен подходом к выпуску звуковой аппаратуры в рамках материнской компании – многие его разработки так и не доходили до серийного производства. В 1972 году после переговоров с руководством Kenwood Дзиро Касуга основал компанию Kensonic Laboratory, Inc. с соответствующим брендом (впоследствии Accuphase Laboratories, Inс.) для разработки и производства звуковой аппаратуры высокой верности. На работу в новую фирму Дзиро Касуга взял ряд ведущих инженеров из компаний Marantz и Luxman, со стороны Kenwood было финансирование и обеспечение электронными компонентами (бренд Kensonic полностью принадлежал Kenwood).
Рисунок 10. |
Рисунок 11. |
Первыми аппаратами команды разработчиков были предусилитель Kensonic C-200, оконечный УМ Kensonic P-300 и АМ/ЧМ тюнер Kensonic T-100. Аппараты были более высокого класса, чем обговаривалось с Kenwood, и хотя продавались они по очень высоким ценам, произвели «бум» на рынке звуковой аппаратуры. После чего руководство материнской компании пересмотрело отношение к разработкам Дзиро Касуга. Однако было уже поздно, он запатентовал схемные решения аппаратов и начал их выпускать под собственным брендом – Accuphase C-200 (Рисунок 10), Accupahase P-300 (Рисунок 11), Accuphase T-100 (Рисунок 12). За Kenwood остался только принадлежащий ей бренд Kensonic. Стоит отметить, что Дзиро Касуга и в домашней обстановке окружен высококачественной аудиотехникой, о чем свидетельствует Рисунок 13 (фото 1977 года). История и аппаратура Accuphase (сочетание слов Accurate – точность и Phase – фаза) требуют отдельного рассмотрения.
Рисунок 12. |
Рисунок 13. |
В конце 1970-х – начале 1980-х годов компания создала отделения беспроводной связи, автомобильной аудиотехники и портативной электроники, а также первое зарубежное производство в Сингапуре (в настоящее время JVCKENWOOD Technologies Singapore Pte., Ltd). В 1986 году название компании изменено на Kenwood Corporation.
Ассортимент радиоэлектронной аппаратуры различных категорий, выпускавшейся корпорацией в 1970-1980 годы, как впрочем, и в последующий период, огромен. Многие удачные продукты компании становились «законодателями мод» в различных категориях аппаратуры (аудио, связь, автомобильная электроника). Например, в числе аппаратов, получивших особую популярность у коротковолновиков, среди первых был трансивер Kenwood TS-520 (Рисунок 14), о чем вспоминает бывший дилер Kenwood в США – известный американский радиолюбитель Jim Pickett с позывным K5LAD [1].
Рисунок 14. |
В TS-520 реализован целый ряд революционных для начала 1970-х годов решений, сделавших этот трансивер бестселлером у коротковолновиков всего мира (кроме СССР и других стран социализма, где радиолюбители использовали в основном самодельную аппаратуру). Главным достоинством трансивера была его гибридная конструкция – бóльшая часть электроники была выполнена на транзисторах, три лампы использовались в усилителе мощности передатчика. Это позволило резко снизить вес и габариты, что в сочетании с возможностью питания от 12 В постоянного тока обеспечило легкую транспортировку аппараты куда угодно. А, как известно, экспедиции на различные острова и в редкие страны весьма популярны у коротковолновиков. Другой, впервые использованной особенностью трансивера, было применение компрессии в звуковом тракте передатчика при работе телефоном в режиме с одной боковой полосой (SSB). Компрессия сигнала микрофона дает значительный выигрыш в дальности связи (по аналогии с увеличение громкости при передаче рекламы в ТВ). Высокие технические характеристики при приеме и передаче в сочетании с удобной эргономикой и высокой надежностью довершали «плюсы» до полного отсутствия у него сопоставимых конкурентов от других производителей.
В 1991 году компания разработала систему радиосвязи для гонок Формулы-1 и получила статус официального поставщика команды McLaren Honda (Рисунок 15), действующий до настоящего времени. Годом позже компания создала отделение автомобильных навигационных систем и впервые в отрасли выпустила автомобильную систему GPS навигации в конструктиве 1DIN.
Рисунок 15. |
В заключение рассмотрим «космические» путешествия аппаратуры Kenwood на Орбитальном комплексе (ОК) «Мир». Следует отметить, что впервые радиолюбительская аппаратура попала на «Мир» в 1988 году при содействии журнала «Радио». Для работы в эфире с ОК «Мир» была выделена частота 145.550 МГц. Первая связь с землей состоялась 8 октября 1988 года, оператором на орбите был космонавт Муса Манаров (позывной U2MIR), на земле – оператор коллективной радиостанции «Комсомольской правды» (UK3KP) Леонид Лабутин (UA3CR).
Запущенная в 1986 году «при социализме» в СССР, станция «Мир» в 1991 году «успешно перелетела в капитализм» и стала российской на последующие 10 лет до ее падания в Тихий океан 23 марта 2001 года. В 1995 году в дополнение к уже работающей УКВ радиостанции на «Мир» был отправлен УКВ трансивер Kenwood TM-733. Аппарат, предоставленный российской компанией, проработал в непрерывном режиме весь срок службы в космосе и использовался не только в радиолюбительских целях, но и являлся резервным каналом связи, который однажды спас космонавта в нештатной ситуации.
Для работы в пакетном режиме в 1996 году на «Мир» был отправлен еще один трансивер Kenwood TM-733 (Рисунок 16) с диапазонами 2 метра и 70 сантиметров. Аппарат, предоставленный радиоклубом SAFEX из Германии, проработал на станции в непрерывном режиме в составе оборудования пакетной связи со скоростью 1200 бод последние три года. Система использовалась для получения и отправления электронной почты, а также для голосовой связи космонавтов с землей в личных целях.
Рисунок 16. |
Рисунок 17. |
Еще два трансивера ТМ-733 в 1997 году отправил на «Мир» радиоклуб MAREX-MG из США (ранее MAREX – Mir Amateur Radio Experiment; центр радиолюбительской связи РКК «Энергия» также использовал название MAREX-RU). Клуб MAREX-MG имел договоренность с РКА «Энергия» о возможности использования на орбитальном комплексе «Мир» малострочного любительского телевидения – SSTV. Для реализации этого проекта использовался трансивер Kenwood TM-V7A (Рисунок 17). В качестве примера на Рисунке 18 показан снимок космонавта Геннадия Падалка, принятый в США радиолюбителем с позывным W9NTP [3].
Рисунок 18. |
В общей сложности на ОК «Мир» жили и работали 104 космонавта и астронавта из 12 стран, из низ 11 женщин. Первой женщиной из Великобритании в 1991 году стала Хелен Патрисия Шармен (Рисунок 19). Большинство космонавтов и астронавтов станции «Мир» пользовались радиосвязью, обеспечиваемой аппаратурой Kenwood.
Рисунок 19. |
В год своего 50-летнего юбилея корпорация Kenwood в январе 1996 года ввела в строй один из крупнейших заводов в Малайзии.