Корпоративный портал: зачем он нужен и как помогает HR-департаменту
Корпоративный интранет-портал — это онлайн-пространство для общения сотрудников, хранения информации и ускорения рабочих процессов. Там хранятся обучающие материалы, руководства, документы, и есть целая «соцсеть» для коллег. Как Битрикс, но закрытый и заточен под вашу организацию.
Наличие корп портала помогает сплотить коллектив, даже если он состоит из удалённых и офисных работников. А еще это мощный инструмент для HR-департамента. Он облегчает найм, интеграцию, оценку сотрудников. В статье подробно разберем, как разработать корпоративный интранет и почему за этим будущее.
Цели разработки корпортала
В зависимости от ваших целей будет меняться набор функций и возможностей корп портала. Например, он может использоваться для общения, хранения информации, обмена данными между отделами и т.д. Основные цели разработки корпоративного портала это:
-
Создание единой точки входа — во всех смыслах. Во-первых, там происходит интеграция новых сотрудников. Но и остальные начинают рабочий день именно с корпортала. Там всё, что нужно: документы, дедлайны, выход на вспомогательные приложения, контакты клиентов. Это делает работу более организованной и эффективной, даже если кто-то в офисе в Москве, а кто-то на Бали.
-
Гарантия безопасности. Раскрытие конфиденциальных сведений недопустимо для бизнеса. Intranet портал надежно защищает данные от несанкционированного использования, плюс защищает сервера от внешних сетей.
-
Персонификация. Членам команды предоставляется определенный уровень доступа. Например, экспедитор может посмотреть только те документы, которые связаны с трансфером, а руководителю доступен весь функционал.
-
Преимущество при найме и интеграции. Простой в освоении корпортал — козырь в руках работодателя. Это позволит быстрее интегрировать новых сотрудников и покажет, что компания заботится о своих работниках и хочет сделать их работу более удобной.
После того как компания определится с целями создания интранета, наступает этап подготовки к разработке. «Оцифровывать» офис можно только тогда, когда бизнес-процессы налажены. Например, если вы привыкли вести клиентские базы в бумажном виде — предстоит полностью менять всю систему. Перед разработкой, нужно провести подготовку:
-
Создать централизованную базу данных компании
-
Укрепить связи между отделами
-
Обеспечить быстрый доступ к данным, которые будут использоваться в разработке
-
Максимально автоматизировать все задачи, чтобы не только упростить и ускорить процессы, но и исключить “человеческий фактор” в ошибках
Прийти к разработчику можно и до завершения этих процессов — тогда вам помогут подготовиться к разработке. Тем не менее можно подключить специалистов на любом этапе. Например, когда у вас уже есть ТЗ и нужна только команда. Или если корппортал уже есть, но нужно его доработать и улучшить.
Процесс разработки
Внутрикорпоративный интранет — это не сайт и не приложение, уровень сложности здесь максимальный. Даже если у компании есть разработчики, отсутствие опыта в области HR-tech может затянуть процесс и привести к ошибкам. Поэтому обычно компании обращаются к подрядчикам, таким, как Inostudio. Агентство помогает определиться с целями и правильно «кастомизировать» решение.
Некоторым подходят стандартные «коробочные» решения. Но чаще интранет разрабатывается специально под организацию. «Кастомный» портал обычно имеет простой интерфейс без отвлекающих элементов, использует корпоративные цвета и легко интегрируется с другими приложениями.
Как и разработка любого tech-решения, разработка корппортала включает аналитику, дизайн, программную реализацию и дальнейшее сопровождение. Перед тем, как приступить к работе, надо согласовать сроки, ТЗ, выбрать технические инструменты. При этом есть важные детали, которые команда без специфического опыта может не учесть. В случае с корпоративным порталом это:
Нагрузка. Нужно рассчитать количество пользователей, чтобы портал не «лег», когда подключится весь офис. Также важно предусмотреть и возможный рост штата.
Конкретный набор функций. Важная часть подготовки — выяснить потребности компании. Не всем компаниям, например, нужны инструменты для обработки больших массивов данных. Или расширенная аналитика: зачем она вам, если нет отдельного специалиста, который будет в ней разбираться?
Масштабирование. Большая ошибка — создавать корппортал без возможности масштабирования. В этом смысле нужно быть оптимистами и на этапе программирования заложить возможность расширить интранет.
Бюджет и сроки. Начиная самостоятельную разработку интранета, компании не всегда понимают, сколько это будет стоить и длиться. Разработка своими силами может затянуться и разочаровать. Агентства, которые реализовали сотни проектов в сфере HR Tech, рассчитают дедлайны и затраты с точностью до дней и тысяч рублей.
Преимущества корпортала для компании
Разработать корпоративный портал не так же легко, как добавить всех участников в простую готовую CRM-систему. И все же, современные компании продолжают в это вкладываться. Дело в результатах, которые приносит реализация корп портала.
-
У сотрудников появляется дополнительная мотивация. С помощью интранета можно вести рейтинг и внедрить геймификацию в процесс. Например, создаете систему наград за выполнение определенных задач.
-
Адаптировать новых сотрудников становится легче. Корпортал позволяет открывать для новеньких доступ к обучающим материалам и стандартам. Если что-то забыл — можно вернуться в базу данных и освежить знания. Никакой потерянности и неловкости. Так новички чувствуют заботу компании, что положительно сказывается на HR-бренде. Подробнее рассказали в статье https://inostudio.com/blog/articles-managment/sozdanie-korporativnogo-portala-dlya-obucheniya-personala/.
-
Команда начинает работать продуктивнее. Все коллеги в одном чате, поэтому вы можете совместно работать над общим документом и обсуждать вопросы голосом либо текстом. Запускать дополнительные программы не нужно, и отвлекаться на личные сообщения — тоже.
-
Общаться становится быстрее и удобнее, чем в мессенджерах. Можно прямо в чате добавить документ из базы знаний, получить уведомление о внесении правок, создать группу с ограниченным доступом.
-
Можно легко анализировать бизнес-процессы. Руководителям достаточно пары кликов, чтобы посмотреть, кто заходил в систему, кто говорил с клиентом, кем внесены последние правки, на каком этапе затрудняется взаимодействие. Так легко выявить и устранить слабые места.
-
Становится проще учитывать рабочее время. На корпоративный портал каждый входит под личным паролем. Поэтому руководители смогут быстро выявить нарушителей дисциплины: тех, кто опаздывает или уходит с рабочего места слишком рано.
-
Упрощается бухгалтерия. Вносить рабочие часы, отгулы, больничные и отпуски можно прямо на портале. Члены команды могут в любой момент зайти в программу и посмотреть — сколько часов они отработали, как учитываются переработки, как рассчитываются зарплаты. Это большой бонус для внутреннего HR-бренда.
-
Создается единое хранилище для документации. Корпортал помогает избавиться от проблем, связанных с большим количеством бумаг. Там есть общая база, где документы хранятся с учетом последних правок. Плюс видна история правок и кто вносил последние изменения в редакцию документа.
Рразвитие качественной корпоративной культуры — явный тренд на рынке труда. «Печеньками» и отпуском уже никого не удивить, соискатели ищут места, где можно будет работать продуктивно, а все побочные задачи будет автоматизированы. Тем более, что доля вакансий с удаленным режимом работы постоянно растет (в 2023-ем их стало в 2 раза больше, чем в 2022). Для большинства компаний интранет становится необходимостью.
И все же, многим достаточно стандартных решений. Если сомневаетесь, что вам нужна разработка корп портала, обратите внимание на эти признаки:
Количество сотрудников. Платные тарифы того же Битрикса позволяют подключать тысячи сотрудников. Но стоимость таких пакетов в долгосрочной перспективе сравнима с разработкой решения «под ключ». Если в организации более 100 человек, разработка своего корп портала будет выгоднее даже по деньгам.
Высокие требования к безопасности данных. Если вам важно избежать любых утечек, использовать общие CRM-ки может быть небезопасно.
Специфическая сфера деятельности. Многие компании годами мучаются и пытаются впихнуть свои уникальные бизнес-процессы в стандартный интерфейс. Часто такое случается в сфере производства, здравоохранения или работы с данными. В этом случае корп портал может быть спасением.
Как мотивировать сотрудников пользоваться корпоративным порталом
После разработки начинается самое «интересное». HR-менеджерам компании предстоит перевести коллектив в новую систему. Это не всегда происходит гладко. Иногда красочные презентации и занятия не приносят результата. Команда продолжает пересылать ссылки на GoogleDocs в мессенджерах и звонить в Zoom. Тут помогут наши советы:
-
собирайте обратную связь;
-
не перегружайте систему информацией;
-
обсуждайте нововведения с руководителями подразделений, объясняйте, зачем им тратить силы на перевод в интранет;
-
переносите рабочие инструменты в новую среду постепенно и с менее «чувствительных» мест (например, начните с документооборота, а не с графика смен);
-
подготовьте подробные видеоинструкции;
-
назначьте ответственного за техподдержку, внедрите всплывающие подсказки;
-
используйте игровые механики ( конкурсы, рейтинги по KPI)
Заключение
За последние два года бизнес столкнулся с рядом новых проблем. Увеличилась текучка, многие ищут только remote-работу, а затраты на каждого соискателя растут. В условиях современного рынка именно кандидат выбирает работодателя, а не наоборот.
Интранет-портал — это проявление заботы о сотрудниках, создание конкурентоспособного HR-бренда и обеспечение развития. Бонусом идут безопасность, ускорение документооборота и прозрачная отчетность (что важно в условиях усиливающегося надзора за налогами и бухгалтерией).