Муфты электромонтажные от производителя Fucon

Проточка тормозных дисков

Для чего делается обточка тормозных дисков, какие у этого решения преимущества и недостатки. Что нужно знать об устранении дефектов, биения, какие способы восстановления поверхности существуют. Об этом и не только читайте в нашей статье.

От чего зависит срок службы тормозных дисков

Сколько продлится эксплуатация дисков, зависит от стиля вождения, а также следующих факторов:

  • технического состояния суппортов, ступицы;
  • материала, из которого изготовлена деталь: чугун, нержавеющая сталь, углеволокно;
  • насколько равномерно колодки прилегают к дискам;
  • материала, из которого изготовлены колодки. Керамика снижает интенсивность износа дисков.

Детали проходят от 60 000 до 80 000 км пробега. Срок их эксплуатации определяется производителем автомобиля с учетом его массы, характеристик двигателя. В среднем, они выдерживают 3 замены колодок.

Важно! Проверяйте не только толщину, но и их поверхность на предмет повреждений: сколов, трещин, борозд, коробления, задиров.

Зачем протачивают тормозные диски

Изображение 1. Проточка тормозных дисков: для чего нужна

Проточка дисков убирает неровности. Она делается, чтобы колодка равномерно прилегала по всей поверхности. Снятие слоя металла целесообразно, если поверхность повреждена коррозией. Ржавчина появляется, когда автомобиль долго стоит, ездит на короткие дистанции. Она работает как абразив, ускоряет износ колодок.

Шлифовка избавляет от неравномерного износа, к которому приводят следующие неисправности:

  • перекос колодки в суппорте;
  • закисание направляющей;
  • интенсивности эксплуатации.

Проточкой убираются бурты – выступающие кромки, за которые цепляются колодки. Они образуются из-за интенсивной, длительной эксплуатации авто.

Попадание мелких камней под колодки приводят к выработке металла, образованию борозд. Из-за этого увеличивается тормозной путь. Избавляет от борозд шлифовка тормозных дисков.

Еще одна причина шлифовки – коробление, деформация формы из-за резкого перепада температур. Это случается, когда автомобиль проезжает лужу после резкого торможения. Геометрия нарушается, если после их перегрева в результате резкого торможения автомобиль ставится на стоянку. Потоки воздуха не охлаждают металл, что приводит к появлению биения. О проблеме сообщает вибрация, которая передается в руль или педаль тормоза.

Иногда проточка тормозных дисков не помогает устранить биение. В шлифовке нет смысла, если металл деформируется при нагреве. Причиной изменения формы становятся зоны перегрева, где меняются физические свойства чугуна или стали.

Кроме того, проточка тормозного диска экономит деньги на покупке оригинального. Дешевые аналоги с помощью шлифовки доводят до нужной толщины. Но такое решение сокращает срок эксплуатации. Услуга по устранению деформаций, дефектов проточкой востребована у тех, кто занимается продажей автомобилей с пробегом.

Что важно знать, перед тем как протачивать диски

Эти детали зачастую изготавливаются из чугуна. При резком перепаде температур меняются его физические характеристики: твердость, объем. Перестраивается и кристаллическая решетка. Поэтому после проточки металл через некоторое время поведет под воздействием температуры. Восстановление ровной поверхности, устранение дефектов в этом случае – временное решение.

Образование зон перегрева усложняет расточку тормозных дисков даже при достаточной их толщине. Причина – превращение чугуна в цементит или мартенсит. Они отличаются твердостью, поэтому часто резцы не могут их срезать. Повышается риск поломки режущего инструмента. Для проточки в этом случае используют резцы повышенной твердости, которые стоят дорого.

Работа по устранению дефектов начинается с проверки остаточной толщины, величины биения, степень разрушения поверхности коррозией. Также важно знать следующее:

  • проточенные детали менее устойчивы к нагрузке, поэтому нужно избегать резких торможений;
  • протачиваются оба диска оси и в случае, когда поврежден, деформирован один;
  • после шлифовки нельзя ставить старые колодки. Они обязательно меняются на новые;
  • механическое устранение дефектов может не решить проблему или устранить ее на некоторое время.

Толщина металла после обработки должна остаться в пределах рекомендуемых производителем допусков по толщине. Они указаны на детали, в технической документации автомобиля.

При проходках резцами могут проявляться внутренние дефекты металла, такие как раковины. Это темные пятна или трещины. Дефект характерен для поверхностей, которые прилегают к ступице. Повреждения проявляются часто на моделях с большими отверстиями. При проявлении внутренних дефектов нужна замена деталей на новые. Устанавливать поврежденные нельзя.

Стоит ли протачивать тормозные диски

Изображение 2. Стоит ли протачивать тормозные диски

Эксперты рекомендуют восстановление тормозных дисков проточкой для устранения борозд, которые появляются из-за неравномерного износа колодок, попадания загрязнения, камней. Выравнивание поверхности в этом случае дает следующие эффекты:

  • устраняются неприятные звуки – скрипы, которые появляются при торможении;
  • улучшается внешний вид;
  • новая колодка прирабатывается быстрее.

Нельзя точить слишком тонкий металл. При обработке они нагреются, что приведет к изменению физических свойств. Это повышает риск деформации при дальнейшей эксплуатации, ускоряет износ тормозных колодок.

Целесообразность механической обработки дисков зависит от степени их износа, имеющихся повреждений. Чтобы тормозная система работала эффективно, лучше установить новые. Не стоит протачивать диски автомобилей, на которые установлены мощные двигатели. Высокая динамика повышает вероятность резкого торможения и перегрева. Это тот случай, когда замена лучше. Не стоит тратить время, деньги, если на поверхности металла образовались глубокие борозды.

Как протачивать тормозные диски на ступице

Для проточки дисков без снятия, выполните следующие действия:

  1. Снимите колесо.
  2. Отсоедините суппорт.
  3. Очистите деталь от загрязнения, ржавчины металлической щеткой, которая установлена на дрель или болгарку. Шлифуется внешняя и базовая (внутренняя) поверхность, по которой выставляется торцевое биение. Удалять ржавчину нужно, чтобы уменьшить погрешность биения.
  4. Замерьте толщину металла, просчитайте, какой она будет после проточки, сравните со значениями, рекомендованными производителем.
  5. Проверьте ступичный подшипник, при наличии люфта, замените его.
  6. Определите степень биения с помощью часового индикатора, закрепленного на кронштейне. Проточка делается, если биение превышает 0,05 мкм.
  7. Зафиксируйте специальный станок там, где крепится суппорт. Он протачивает поверхности резцами с двух сторон. Деталь вращает электрический привод. Первый прогон делается без снятия стружки для настройки станка. Резцы устанавливаются в нужном положении автоматически.
  8. Производите равномерное снятие металла. Сделайте несколько проходов до восстановления поверхности, полного устранения повреждений.

Этот способ удобен, экономит время на демонтаже дисков, но требует покупки специального станка. Еще один плюс – не нужно выставлять их положение, так как они не снимаются со ступицы. Но обработанные таким способом диски нельзя ставить на другие ступицы, так как нарушится их положение. Поэтому перед шлифовкой нужно проверить ступичный подшипник, при необходимости заменить его.

Как протачивать тормозные диски на токарном станке

Для проточки снятых тормозных дисков, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Убедиться, что проблема не в ступице.
  2. Очистить поверхность от ржавчины и загрязнения для повышения точности проточки. Если коррозия проникла глубоко, то проходка резцами не поможет.
  3. Выставить диск ровно с использованием оправки, которая по размерам совпадает со ступицей.
  4. Ремонт начинается со среза буртиков. Затем делаются проходки по поверхности.

Важно! Металл протачивается одновременно с двух сторон. Если сделать это с одной стороны, то выставить его точно для проточки второй будет сложно.

Некоторые мастера снимают слой металла не только с поверхностей, прилегающих к колодкам, но и с той, которая прижимается к ступице. Причина – биение в районе отверстий.

Как проточить тормозные диски в домашних условиях

В гараже, с использованием слесарного инструмента проточку тормозных дисков своими руками делать нельзя. Наждачная бумага, напильник, шлифовальная машина очистят от ржавчины, устранят дефекты, но нарушат геометрию. Это увеличит тормозной путь, снизит безопасность эксплуатации автомобиля. Использование перечисленных средств для шлифовки сделает диск блестящим, но не устранит повреждения.

Важно! Без токарного станка, специального инструмента, опыта в механической обработке металла устранить биение, повреждения не получится.

Хороший способ устранения дефектов – обратиться к опытному мастеру, если начали появляться признаки проблем. При сильном износе, лучше их заменить. Не делайте шлифовку подручными средствами без опыта.

Автор: Андрей Савинов (Автоэксперт портала avto-idea.ru)