Degson: клеммы, корпуса, источники питания

Как проверить ёмкость аккумулятора

Ёмкость АКБ – это объём аккумулируемой энергии, которую батарея способна отдать под определенной нагрузкой, измеряется в ампер-часах (А/ч). Емкость бывает номинальной, фактической и резервной. Номинальная ёмкость всегда указана на корпусе АКБ (например, 60 А/ч). Фактическая – это количество реальных ампер-часов, которые способна накапливать конкретная батарея. По общепринятым нормативам стартерный аккумулятор считается непригодным к дальнейшей эксплуатации, если его фактическая ёмкость меньше номинала на 40%. То есть, если на АКБ написано 70 А/ч, а реально она может аккумулировать только 40 А/ч или менее – её надо менять.

От чего зависит фактическая ёмкость аккумулятора?

Номинал указан на этикетке и является неизменным. Реальная же энергоёмкость аккумулятора зависит от параметров:

  1. Время эксплуатации – в процессе активного использования свинцовые пластины батареи неизбежно деградируют, из-за чего средний срок службы АКБ составляет 3-5 лет.
  2. Температура – чем больше она отличается от +25°C, тем меньше можно «выжать» из батареи.
  3. Нагрузка – чем большим током разряжается аккумулятор, тем меньше фактических ампер-часов он отдаст.
  4. Режим зарядки – ускоренный заряд большими токами, при завышенном напряжении и пониженной температуре – уменьшают реальную ёмкость.
  5. Уровень электролита – непосредственно влияет на активную площадь свинца, а значит и на ёмкость.
  6. «Чистота» пластин – существует такое понятие, как сульфатация аккумулятора, когда на свинцовых пластинах скапливается сульфат свинца, уменьшая активную площадь пластин и уменьшая ёмкость.
  7. Саморазряд АКБ – присутствует в любом аккумуляторе, но существенно может влиять на измерения ёмкости, например, если корпус батареи загрязнен, что приводит к утечке тока.

Конечно же, реальная ёмкость зависит и от качества батареи. Иногда даже новый аккумулятор физически не способен накопить то количество ампер-часов, которое производитель написал на корпусе. Деградирует такая батарея быстрее, чем качественная, и уже через 2-3 года приходится покупать новую, например, на 1ak.by.

Методы измерения ёмкости АКБ

Для измерения реальной ёмкости автолюбители используют три метода:

  1. Разряд с фиксацией тока и времени.
  2. Мгновенная проверка тестером.
  3. Замер специальным автоматическим устройством.

Метод с фиксацией тока и времени разряда

Суть метода заключается в разряде заряженного аккумулятора при помощи, например, лампочки из автомобильной фары. Зная средний ток, потребляемый нагрузкой, и время разряда – несложно посчитать реальную ёмкость. Например, 50-ваттная лампочка будет потреблять из АКБ в среднем 4 А. Этот ток можно рассчитать или измерить мультиметром.

Перед замером батарею следует полностью зарядить. Разряд осуществлять до того момента, пока напряжение на клеммах АКБ (под нагрузкой в виде лампочки) не снизится до 10,5 В. Длительность разряда фиксируется по секундомеру.

Недостатков у метода три. Во-первых, ток разряда постоянно снижается, так как падает напряжение на клеммах АКБ. Это даёт небольшую погрешность. Во-вторых, если пропустить окончание процедуры, то это отрицательно скажется на аккумуляторе. В-третьих, за процессом придётся наблюдать.

Мгновенная проверка тестером (не мультиметром)

В продаже есть тестеры, которые способны мгновенно измерить не только ёмкость батареи, но и другие параметры. Это электронные приборы, которые измеряют напряжение на клеммах и внутреннее сопротивление аккумулятора. На основании этих данных можно высчитать реальную ёмкость.

Замер ёмкости автоматическим устройством

Приборы этого типа представляют собой электронную нагрузку. Устройство разряжает аккумулятор фиксированным током до установленного напряжения, измеряет время разряда и в режиме реального времени отображает на дисплее эти данные вместе с энергией в ампер-часах. Очень удобно – следить за процессом не надо, показания достаточно точные.

Дополнительные проверки батареи

Перед измерением ёмкости аккумулятора желательно выполнить такие процедуры:

  1. Проверить уровень электролита, если к нему есть доступ, и долить дистиллированной воды при необходимости.
  2. Измерить плотность электролита, чтобы определить степень заряженности АКБ.
  3. Проверить батарею нагрузочной вилкой, чтобы определить общее состояние.